Разьяснения

КОММЕРЧЕСКИЙ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУД: ЧТО ВЫБРАТЬ?

Размер государственной пошлины и третейского сбора относятся к важным факторам, принимаемым во внимание при решении вопроса: в какую инстанцию обращаться при спорных ситуациях – государственный суд или коммерческий арбитраж? Важным, но не решающим.

С государственной пошлиной все просто: ее размер четко определен статьей 333.21 Налогового кодекса РФ «Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах». Минимальный размер пошлины — 2 тыс. рублей, максимальный — 200 тыс. рублей.

Расчет сбора Арбитражного третейского суда города Москвы производится на основе Регламента суда, зависит от суммы исковых требований и составляет от 0,5% до 5% от цены иска.

Миланский суд обладает полномочиями на разрешение международных исков, в том числе и с участием российских граждан. Весь бизнес Италии, также как и других европейских стран, экономические иски решает только в коммерческом арбитраже. Если цена иска в пересчете на российские рубли составляет до 1 млн. рублей, за третейский сбор придется заплатить от 60 тыс. до 114 тыс. рублей, за исковые требования от 100 до 200 млн. рублей сбор в пользу Арбитражной Палаты Милана составит от 4,08 млн до 5,88 млн. рублей.

Сравнительная таблица расходов на судопроизводство в госсуде, в АТСМ и в АП Милана

Цена иска, тыс. руб.

Пошлина государственного суда, тыс. руб.

Сбор Арбитражного третейского суда г. Москвы, тыс. руб.

Сбор Арбитражной палаты Милана, тыс. руб.*

до 100

от 2 до 4

30



от 60 до 114



от 100 до 200

от 4 до 7

от 200 до 1 000

от 7 до 23

от 30 до 50

от 1 000 до 2 000

от 23 до 33

от 50 до 100

от 138 до 198

от 2 000 до 3 000

от 33 до 38

от 100 до 150

от 240 до 270

от 3 000 до 10 000

от 38 до 73

от 90 до 300

от 270 до 780

от 10 000 до 20 000

от 73 до 123

от 300 до 600

от 900 до 1 500

от 20 000 до 30 000

от 123 до 173

от 600 до 900

от 1 680 до 1 980

от 30 000 до 100 000

от 173 до 200

от 600 до 2 000

от 1 980 до 3 720

от 100 000 до 200 000

200

от 2 000 до 2 600

от 4 080 до 5 880

*При расчете использован курс 1 евро = 60 руб.

Анализ стоимости услуг российского арбитража показал, что государственные пошлины в несколько раз ниже стоимости третейских сборов в коммерческом арбитраже. Так, при минимальной сумме иска в госсуде пошлина составит 2 тыс. рублей, третейский сбор в Арбитражном третейском суде – 30 тыс. рублей. При исковых требованиях на сумму в 10 млн. рублей госпошлина составит 38 тысяч рублей, а в третейский суд - 90 тыс. рублей, то есть почти в три раза. Максимальная стоимость госпошлины не превысит 200 тыс. рублей, в коммерческом же арбитраже она будет рассчитана в процентах от стоимости иска, при этом чем выше сумма иска, тем ниже процент третейского сбора.

Стоимость третейского сбора в российском арбитраже в среднем в 2.5 раза ниже, чем у европейских коллег. Сравнение со всей очевидностью показывает, что в Европе за возможность без проволочек решить иск экономического характера выкладываются суммы на 30–120% больше, при одинаковой цене вопроса — то есть сумме, указанной в исковом заявлении. Чем выше цена иска – тем заметней ценовой разрыв.

Однако в этом сегменте на первый план выходят совсем другие факторы. Прежде всего, срок рассмотрения дела и выдачи исполнительного листа. Как отметил Алексей Кравцов, председатель Арбитражного третейского суда города Москвы, президент Союза третейских судов, в коммерческом арбитраже рассмотрение дела и вынесение решения не превышает 10 рабочих дней, а исполнительный лист выдается не позднее 30 дней с момента принятия решения.

Сроки принятия судебного решения

Наименование арбитража

Срок принятия судебного решения

Срок выдачи исполнительного листа**

Государственный Арбитражный суд Москвы

от 6 месяцев и выше

5 дней

Арбитражный третейский суд города Москвы

до 10 дней

1 месяц

Арбитражная Палата Милана

1 месяц

1 месяц


**С момента принятия судебного решения

«При обращении в коммерческий арбитраж время – тот самый фактор, который превращает его в деньги, - говорит Алексей Кравцов. - И это ценят кредитные организации, которые сокращают время погашения просроченных заемных средств, поставщики и покупатели, ускорившие возврат пени за недопоставленные в срок товары и услуги, госзаказчики, которые имеют возможность в короткий срок сменить недобросовестных поставщиков или исполнителей».